Заметки Тоши: Восприятие неречевых сигналов

Заметки Тоши: Восприятие неречевых сигналов

Заметки Тоши: Восприятие неречевых сигналов
18 января 2021

Многие дети сейчас в начале пути реабилитации, и мы спросили нашего сурдопедагога Ирину Казакову, на что стоит обратить внимание.⁠

— Ирина Эдуардовна, мы знаем, что для того чтобы ребенок говорил, нужен речевой опыт. Нужно ли обучать его восприятию неречевых сигналов?⠀

— Да, конечно. 

Представьте, как бы мы могли воспринимать устную речь, не различая звуков музыки или даже бытовых шумов! Развитие распознавания неречевых звуков и их характеристик формируют у малыша сенсорную основу для восприятия ребенком темпо-ритмической стороны устной речи. Поэтому в начале пути важной частью реабилитации становится обучение ребенка восприятию неречевых сигналов и различение их характеристик. Это: умение воспринимать долготу, громкость, высоту, темп, слитность, ритм.

Начиная работу с неречевых звуков, у нас есть возможность «визуализировать» их. Ребенок может слышать не только звучание, но и видеть сам источник звука, например, барабан или бубен. Мы можем сделать сигнал более ярким, с выраженным звучанием, что привлекает внимание детей. Это, в свою очередь, даёт нам сразу несколько преимуществ: установить контакт с ребенком, заинтересовать его, и в конечном итоге выделить звук среди общего потока шума.

При достижении этой цели происходит множество процессов: концентрация внимания, ассоциация, распознавания, дифференциации (грубых, впоследствии и тонких).

Постепенно дети начинают прислушиваться к тем звукам, которые их окружают, радуясь знакомым и проявляя любопытство к новым.

Восприятие речевых звуков более затруднено для ребенка, так как требует наибольшего сосредоточения, концентрации внимания и уже сформированных навыков различения звука на неречевом материале. Так для распознавания речи нужны навыки наиболее тонких дифференциаций, потому что обыденная устная речь имеет достаточно ограниченный диапазон звучаний.

Человек с длительным речевым опытом даже в шумном месте сможет отличить звук барабана от клаксона, в то время как шепотную речь он может распознать не сразу и в условиях далеких от шума. Что говорить о маленьком человеке, недавно начавшем свой путь в мире звуков?!