Заметки Тоши: Важно создать для ребенка такую среду, в которой речь была бы ему нужна

Заметки Тоши: Важно создать для ребенка такую среду, в которой речь была бы ему нужна

Заметки Тоши: Важно создать для ребенка такую среду, в которой речь была бы ему нужна
11 января 2021

Советы нашего нейропсихолога Ульяновой Анастасии по развитию речи:⁠

Развитие речи требует значительных усилий от ребенка. И поэтому часто причина, по которой ребенок не говорит, банально заключается в том, что родители, чаще всего мама, сами создают такую среду, где речь ему просто не нужна, и у ребенка нет никакой мотивации прикладывать усилия для ее развития. Давайте вспомним распространенные примеры: ребенок может показать пальцем, может помычать, может расплакаться — и вот, мама уже поняла, что нужно ее малышу и тут же выполняет все его желания.

Действительно, зачем же говорить, если тебя и так понимают без слов?⁠⠀

Родителям можно порекомендовать использовать «метод провокации», с помощью которого они будут «вызывать речь» у своего ребенка. Приведу пример: дайте ребенку выбор: «Скажи, тебе дать это или это?».

Когда ребенок просит Вас что-то ему дать (игрушку, конфету и т.п.), обязательно попросите его назвать то, что он хочет, а не просто ограничиться указательным жестом. Так и говорите ребенку, что не понимаете, чего он хочет: «Назови, я не понимаю».

Также сверхконтроль и гиперопека со стороны мамы ограничивают развитие таких важных функций головного мозга, как регуляция и произвольность.⁠

Не стоит также забывать и про коммуникативную функцию речи. Социальная среда, общение ребенка с группой сверстников необходимы для неговорящих детей.⁠