Заметки Тоши: речевой выдох не сформирован

Заметки Тоши: речевой выдох не сформирован
25 Ноября 2019

С чего начать? Разберемся по порядку с логопедом Центра «Тоша&Со» Натальей Кожевниковой.

В отличие от физиологического дыхания, которое мы совершаем не задумываясь, речевым дыханием мы управляем. Короткий сильный вдох носом, пауза, длительный и плавный выдох ртом. Речевое дыхание в норме формируется от 6 месяцев до 10 лет. Девять, целых 9 лет ребенок осваивает правильную технику. И прежде чем учиться выдыхать, необходимо научиться... вдоху. Присмотритесь к ребенку. Ему комфортно, он спокоен, дышит. Как он это делает? Приподнимает ли он плечи, грудную клетку, надувается ли у него живот? Дело в том, что наиболее оптимальный вид дыхания - грудобрюшной (диафрагмально-реберный). Он задействует всю дыхательную мускулатуру и формируется у детей по мере физиологического развития. Увы, чаще всего на практике специалисты видят верхнегрудное (ключичное) дыхание с подъемом плеч, ключиц, недобор воздуха в легкие, зажатость костных и мышечных структур. Начинаем работать.

  1.  Учим дышать "животом" в положении лежа. Объясняем ребенку, что когда он дышит-надувается животик (опускается-поднимается). Можно положить на живот небольшую игрушку, показать "рыбку на волнах". Следующий этап-сидя. Здесь важно помнить про контроль плеч при вдохе(не задирать).
  2.  После этого начинаем этап дифференциации "нос-рот". Ребенок находит нос у себя, у мамы, у Тани, у Бобика и Мурки. Для усиления ощущений можно намазать приложить к носу горячий или, наоборот, холодный предмет, дать вдохнуть насыщенный аромат, задуть в нос немного воздуха пипеткой или трубочкой. Ура! Нос найден. Он есть! Ого, можно им дышать! Дышим! Ведь носовой вдох-это не только красивая речь, но и важное условие здоровье ребенка! Нюхаем ароматные апельсинки, сушки, цветочки и не забываем восхищаться! Ведь "Ах" и "Ох"- это наши первые помощники в формировании ротового выдоха!