Заметки Тоши: Развитие языковой системы

Заметки Тоши: Развитие языковой системы

Заметки Тоши: Развитие языковой системы
15 февраля 2021

Советы по развитию языковой системы от нашего сурдопедагога Ирины Кондратюк.⁠⁠

— Ваш ребенок научился обнаруживать, различать, узнавать разные речевые сигналы, ваш ребенок хорошо произносит звуки речи. Но помните, что этого недостаточно. Ребенок должен помимо этого овладеть системой родного языка. А это овладение значением множества слов, их звуковым составом, правилами изменения и соединения слов в предложении и использования языковых средств для общения.⁠⁠

У детей с нормой слуха это происходит на уровне интуиции, их языковая система развивается на протяжении всего дошкольного возраста и продолжается в начальной школе. Наши детки с КИ также могут пройти этот путь, но все же большинство нуждается в целенаправленной постоянной работе по формированию системы родного языка.⁠⁠ Кто-то легко усваивает грамматические конструкции, а кому-то нужно систематическое обучение языку.⁠⁠

Развитие системы родного языка у ребенка связано с ежедневными ситуациями его общения с близкими людьми в процессе выполнения повседневных дел и игр. Родители должны комментировать действия ребенка или свои, объяснять ему что-то. Таким образом, ребенок больше запоминает значения слов и начинает их использовать в речи.⁠⁠

Очень важно, чтобы родители общались с ребенком не отдельными словами, а фразами, чтобы малыш усваивал правила изменения и соединения слов в предложении («Дай ложку», «Нарисуй машину», «Хочу гулять» и т.п.). ⁠⁠Также родители обращают внимание ребенка на окончания слов, на предлоги, на приставки. ⁠⁠

Детям с накопленным словарным запасом, необходимо вводить начальную грамматику (возможно она будет сначала в пассиве, т.е. не побуждайте ребенка произносить, а просите выполнить действие):

  • показывать/называть существительные единственного и множественного числа (кошка — кошки, мальчик — мальчики и т.д.)
  • понимать вопросы косвенных падежей — Кого? Кому? Чем? и т.п. («Дай собаку», «Ешь кашу», «Дай маме», «Я рисую карандашом» и т.д.)
  • обращать внимание ребенка на правильное употребление предлогов В/НА/ПОД. Для этого в повседневной жизни создавайте специальные бытовые и игровые ситуации, позволяющие упражнять ребенка в правильном употреблении предлогов.
  • в игре старайтесь употреблять слова в разных формах (Ой! Это птичка к нам летит. Летела, летела и прилетела. Где ты летала птичка?)