Заметки Тоши: Обязательно игрушка?

Заметки Тоши: Обязательно игрушка?

Заметки Тоши: Обязательно игрушка?
28 января 2021

Наш игротерапевт Ольга Ваганова рассказывает, как можно играть с ребенком без игрушек.⁠⁠

— Возможно, когда-нибудь вы с ребенком должны будете провести какое-то время совсем без игрушек. Обычно, если не игрушки, то какие-то предметы всегда есть под рукой. Поэтому ситуация «беспредметного вакуума» нами немного выдумана. И все же, к такой ситуации лучше быть готовым заранее.⁠⁠
⁠⁠
Попробуйте уже сейчас в игре потренироваться быть «любимой игрушкой своего ребенка». В другое время вы можете быть «авторитетным взрослым», который умело «держит границы» и возвращает «в свои берега» ребенка, но не надо бояться хотя бы минут на 20-30 в день отдаться игре, интересной вашему ребенку. Вы увидите результат.⁠⁠
⁠⁠
Что можно делать без игрушек:
(в зависимости от уровня развития ребенка)⁠⁠
  • Привлекать внимание ребенка к своему лицу, строя рожицы и называя различные части лица.⁠⁠
  • Играть в прятки, закрывая лицо руками или одеждой, и мотивируя ребенка «прятаться» по очереди.⁠⁠
  • Качать ребенка на руках или на коленях, находя приятный для него ритм:⁠⁠

Дует слабый ветерок, лодку подгоняет⁠⁠,
А куда мы приплывём — только речка знает⁠⁠.
Дует-дует ветерок, лодку подгоняет...

Когда приятный для ребенка ритм найден, вы меняете ритм, и уже он учится подстраиваться под вас. ⁠⁠
⁠⁠
Для детей с КИ такие игры чрезвычайно важны на этапе, когда ребенок учиться реагировать на речевые звуки и постепенно осваивает речь. В младенческом возрасте у него не было возможности настраиваться на слух на темп речи и интонации взрослого, поэтому, увы, довольно часто недостаточно развита способность к согласованному диалогу, закладывающаяся в норме у младенцев с 6-ти месячного возраста.⁠⁠

Обнимаемся (крепко-крепко), держа ребенка к себе лицом или спиной, проговаривая свои действия. Ребенок ощущает свои части тела, успокаивается и тонизируется одновременно.

Играть в ритмичные игры с кульминацией. Перед кульминацией идет ускорение темпа: на первой строчке взрослый покачивает ребенка на колене, на второй — увеличивает темп, на третьей — скачут трусцой, на четвертой — падают в яму (после слова «в ямку» нужна пауза, чтобы ребенок на него научился ориентироваться и ждать падения):

Вот так скачут казаки, казаки, казаки,
Вот так скачут егеря, егеря, егеря,
Вот так едут мужики, мужики, мужики
С кочки на кочку и в ямку — бух!

Множество пальчиковых игр, в которых не используется ничего, кроме ваших рук и рук ребенка.

А что делаете вы, если оказались с ребенком в ситуации, где под рукой нет никаких игрушек? Будем признательны, если вы поделитесь своими идеями и наработками. Мы уверены — это поможет многим