Заметки Тоши: Глагольный словарь

Заметки Тоши: Глагольный словарь

Заметки Тоши: Глагольный словарь
2 ноября 2020

Подключив ребенка к речевому процессору, начинается этап погружения в мир звуков, в речевую среду. И это правильно!

Родители вместе с ребенком копят пассивный словарь, который в последующем времени переходит в активный.⁠⠀
⁠⠀
Наш сурдопедагог Кондратюк Ирина напоминает о том, что во время формирования словарного запаса стоит уделять не только накоплению словаря существительных, но и глагольному словарю. Чтобы ребенок мог в полном объеме овладеть связной речью, ему необходимо накопить богатый глагольный словарь.⁠⠀
⁠⠀
Запомните, что без глаголов фразы не будет!⁠⠀
⁠⠀
— Ирина Николаевна, подскажите, как можно работать на глагольным словарем?⁠⠀
⁠⠀
— Я рекомендую иметь картотеку глагольного словаря по следующим разделам:⁠⠀
  • Конечно же работу по накоплению глагольного словаря необходимо начинать с обиходно-бытовых действий, с которыми ребенок встречается каждый день — спит, идет, ест, купается, пьет и т.п.⁠⠀
  • Глаголы, обозначающие движения и крики животных (шипит, прыгает, мяукает).⁠⠀
  • Глаголы движения (ходит, бегает, прыгает), приставочные глаголы (входит, уходит, заходит).⁠⠀
  • Глаголы, выражающие чувства людей (улыбается, смеётся, плачет).⁠⠀
  • Глаголы, связанные с профессиями (лечит, строит, продаёт).⁠⠀
  • Глаголы, связанные с процессами, происходящими в природе (светает, вечереет, смеркается).⁠⠀
Словарь ребенка с КИ обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны:⁠⠀
  • Сортировать предметы по какому-либо признаку (Что плавает? — кораблик, мячик, лодочка, уточка. Что летает? — самолет, вертолет, птичка).⁠⠀
  • Что мы делаем ножом? расческой? карандашом?⁠⠀
  • Можно взять одну игрушку и выполнять с ней различные действия — идет, спит, качается, купается и т.п. ⁠⠀
  • Игра «Подскажи словечко» (Птица летит, а рыба — ...? Собака лает, а кошка — ...? Ложкой едят, а вилкой — ...? и т.п.).⁠⠀