Важная информация о настройке процессора

Важная информация о настройке процессора

Важная информация о настройке процессора
17 июня 2019

О продолжительности настройки процессора КИ и о том, зачем нужны 4 программы прослушивания, говорим с д.м.н., врачом сурдологом-оториноларингологом А. В. Пашковым.

Одним и, наверное, самым показательным критерием эффективной настройки процессора КИ является возможность пациентом разборчиво воспринимать речь. Именно это и является главной целью кохлеарной имплантации. В случае, когда возраст пациента превышает 5-6 лет, и он имеет достаточный слухоречевой опыт, наиболее показательным является метод речевой аудиометрии, где алгоритм теста через калиброванную систему звукоусиливающей аппаратуры подает слова, и по количеству (проценту) правильных ответов делают вывод об адекватности настройки и, при необходимости, вносят изменения в карту процессора.

У маленьких детей и пациентов с недостаточным слухоречевым опытом, когда провести речевую аудиометрию невозможно, оценку эффективности настройки производит сурдопедагог. Этот специалист в ходе тестирования определяет наличие или отсутствие реакции на звуки различных частот речевого спектра, реакцию на тихие звуки и шепот, выявляет дискомфорт и т.д. На основании его заключения принимают решение о необходимости проведения настройки. Поскольку через год после подключения процессора электрофизиологические показатели слухового анализатора на электростимуляцию импланта становятся постоянными, показатели настройки могут не нуждаться в изменениях. Если педагог в ходе тестирования выявил какие-либо отклонения (проблемы с распознаванием, отсутствие реакции, дискомфорт и пр.), то все эти замечания в ходе настройки должен устранить врач сурдолог-оториноларинголог.

Настройка процессора является одним из профессиональных навыков врача-сурдолога, который предписывает производить определенные изменения в программе при наличии той или иной задачи, которую ему озвучивает пациент, в случае если он обладает достаточным слухоречевым опытом, или сурдопедагог, если пациент сформулировать проблему не может. Набор действий по решению текущей проблемы с настройкой занимает различный период времени и зависит от самой проблемы и того, насколько быстро сурдолог выполняет требуемый алгоритм решения.
Таким образом, опытный сурдолог (именно в силу опыта, понимания физиологии процесса и наличия профессиональных знаний) на решение задачи с исправлением параметров настройки процессора тратит меньше времени, чем неопытный специалист или любитель делать настройки (это как в школе ученики с разным уровнем подготовки одну и ту же задачу решают за разное время; ученик с большим уровнем знаний и подготовки решает задачу быстрее и с меньшим количеством эмоций).

Неотъемлемым аспектом настройки является доверие родителями своему сурдопедагогу, поскольку реакция на звуки у маленьких детей не всегда очевидна для родителей. Более того, в ряде случаев выраженная реакция на тихие звуки может быть свидетельством чрезмерной стимуляции (“перестимуляции”) слухового нерва.

К сожалению, некоторые родители очень любят, когда их ребенок сразу и с большого расстояния поворачивается к ним в ответ даже на тихий звук, но они должны понимать, что при таких настройках (“погромче”) их ребенок слышит много других, не нужных ему звуков (шум воды в трубах, вентилятор, кондиционер и пр.). Весь этот “мусор” в конечном итоге будет помехой для решения главной задачи - восприятие и разборчивость речи. Хотя, конечно, первичный эффект будет очень ярким (“мой ребенок с этой настройкой реагирует на все!!!”).
Адаптация к настройке у всех пациентов протекает по-разному. В течение первых 6 месяцев физиология слухового анализатора у пациента меняется, и в разные периоды комфортными для пациента будут разные настройки, поэтому всеми производителями систем кохлеарной имплантации и предусмотрена возможность менять несколько программ прослушивания‼‼, чтобы избежать необходимости частых настроек (поскольку физиологические закономерности слухового нерва известны, и самостоятельное переключение родителями программ прослушивания не несет рисков). В более позднем периоде реабилитации возможность переключать программы также может быть востребована. Например, для адаптации к различным акустическим ситуациям (“улица”, “дом”, “занятия в классе”). Позже, когда ребенок вырастет, он сам будет определять для себя, когда ему захочется сделать “погромче” или попросит сделать дополнительную программу “потише”. Сейчас же, когда он маленький и за него отвечают родители, то и уход за процессором лежит тоже на родителях.

Если по какой-то причине, родители не готовы брать на себя ответственность (боятся трогать процессор, не способны прочитать инструкцию, не в состоянии запомнить последовательность программ…) за адаптацию ребенка к новым настройкам (а бывает так, что к необходимым параметрам настройки нужно “приходить” постепенно, переключая с одной программы на другую), то лучше сразу сказать сурдологу, о том, что нужна только одна программа. В этом случае, чтобы не снизить эффект от реабилитации в отдаленном периоде, необходимо увеличить частоту настроек при обязательном участии сурдопедагога.