Есть контакт?

Есть контакт?
16 Сентября 2019

Занятия с игротерапевтом всегда начинаются с установления эмоционального контакта. Что для этого необходимо? Психолог-игротерапевт Центра «Тоша&Со» Ольга Ваганова делится советами.

  1. Во-первых, ребенку важно придти в состояние комфорта. Если малыш не выспался, у него что-то болит, или до этого он был чем-то расстроен, – он находится в дискомфорте и не сможет наладить контакт со взрослым. В этом случае мы не теряем время и посвящаем часть занятия развитию навыков саморегуляции, помогая ребенку найти внутренние способы вернуться в комфортное состояние. Тут, как говориться, все средства хороши: и любимые всеми мыльные пузыри, и различные игрушки, и, иногда, возможность всем взять паузу и дать время оглядеться и проявить ребенку самостоятельность в освоении окружающего пространства.
  2. Второе важное условие – настроиться, так сказать, на волну ребенка, понять, что ему интересно, и присоединиться к его удовольствию, чтобы у него появилось желание быть вместе с новым человеком, и, в идеале, радость от присутствия другого.
Как можно узнать, что возник контакт с ребенком? Так и хочется сказать «интуитивно». Но есть, конечно, внешние признаки, на которые можно ориентироваться:
  • ребенок спокоен, ровно дышит, изучает взрослого и окружающее пространство, улыбается и играет;
  • смотрит или хотя бы изредка взглядывает в глаза;
  • дает себя потрогать и сам трогает педагога;
  • состоявшийся эмоциональный контакт дает возможность перейти к следующей ступени общения – взаимодействию.
Если ребенок не взаимодействует со взрослым, нам нужно вернуться к вопросу: а есть ли у нас с ним эмоциональный контакт?  Иногда, особенно в случаях осложненного развития, контакт может быть утерян даже с членами семьи, особенно после болезни или психотравмы. Важно помнить, что любой ребенок хочет общаться, но не у всех есть для этого возможности.  И в наших силах помочь ему обрести его уникальные способы общения с окружающими его людьми.