Музыкальный терапевт
если вы оставите отзыв!
Мои музыкальные способности были замечены в семье очень рано. Бабушка в молодости хорошо пела, у брата был абсолютный музыкальный слух, и когда он начал осваивать игру на баяне, я, двухлетней малышкой, ему уже подпевала. Позже он самостоятельно научился играть еще на гитаре, фортепьяно и ударнике, был участником популярных тогда ВИА. Когда мне исполнилось 7 лет, я пошла учиться в первый класс музыкальной школы по классу фортепьяно. Параллельно с учёбой в музыкалке, ходила на фигурное катание, акробатику. Потом увлеклась хореографией, танцами, мечтала стать балериной, и даже безуспешно пробовала поступить в Московское государственное академическое хореографическое училище.
В нашей школе преподавателем музыки работал заслуженный учитель СССР В.Н. Чепуров, который организовал первый в стране детский оперный театр «Гуси-Лебеди». Мы ездили с гастролями по разным городам, выступали на всевозможных смотрах, были участниками некоторых детских телевизионных передач, таких как еженедельная воскресная передача «Будильник».
В школе я успевала хорошо по всем предметам, но предпочтение всегда отдавала гуманитарным дисциплинам: литературе, истории, английскому языку, любила рисовать. По окончании музыкальной школы, посоветовавшись с преподавателями, мама настояла на моемпоступлении в музыкальное училище, так как нужно было делать выбор профессии. Честно сказать, такое решение меня не сильно обрадовало. Поступление в профессиональное учебное заведение требовало больших временных затрат и постоянных длительных занятий. После музыкалки, где подготовка к урокам не занимала слишком много времени, мне пришлось по четыре — пять часов в день оттачивать технику игры на инструменте и усиленно штудировать темы по сольфеджио и музыкальной литературе. Конкурс при поступлении был очень большой и требования к абитуриентам выдвигались достаточно высокие. А так хотелось с девчонками погулять, сбегать на танцы, ведь на дворе было лето!
Усилия не прошли даром, и я стала студенткой
2-го Московского областного музыкального училища (ныне Московский областной музыкальный колледж им. С. С. Прокофьева). Проучившись 4 года на отделении «Теория музыки» и, получив диплом преподавателя сольфеджио, музыкальной литературы и общего фортепиано, пришла работать по распределению в Дом Культуры в качестве концертмейстера. Аккомпанировала на сцене детскому и взрослому хоровым коллективам, солистам, хореографической и цирковой студиям. Позже, поступив в Московский Государственный институт Культуры (совр. МГУКИ) на специальность руководителя народного хора, организовала детскую фольклорную группу. В разное время совмещала основную работу с работой в общеобразовательной школе, детском саду, занималась подготовкой абитуриентов к поступлению в музыкальный колледж. Потом долгое время преподавала в Детской школе искусств сольфеджио, музыкальную литературу и общее фортепиано.В «Тошу» меня пригласили в начале 2012 года совершенно случайно, и поначалу я очень растерялась такому предложению, поскольку не имела понятия о работе с глухими детьми, и само словосочетание «кохлеарная имплантация» услышала впервые. Проучившись 20 лет музыке и имея за плечами большой опыт работы по своей специальности, почувствовала себя совершенно беспомощной перед малышамис аппаратами на ушках. Когда я задала вопрос о существовании каких-либо методик илипрограмм, мне ответили, что таковых в нашей стране не существует, и центр «Тоша» является пионером в своей отрасли. При этих словах у меня опустились руки, и посетила мысль, что надолго я тут не останусь. Не сразу всё стало получаться, ведь умение работать с музыкально одаренными детьми сильно отличается от приемов, используемых в развитии слуха у «глухишей». В какой-то момент даже наступило отчаяние: найти контакт с таким ребенком казалось просто невозможным: помимо слуха, у многих из них был сопутствующий «букет» других нарушений и диагнозов. Но постепенно, шаг за шагом, буквально наощупь, я стала пробовать применять знакомые методы и упражнения, по ходу адаптируя их под наших детей, иногда забывая, что они не такие, как их слышащие сверстники.
И вот уже почти 12 лет продолжается этот эксперимент. За прошедшие годы состоялось множество интересных встреч, пройдено большое количество курсов повышения квалификации и стажировок. К моим предыдущим специальностям теперь добавилась квалификация «Музыкального терапевта», которая помогла мне осознать всю значимость и важность осуществляемой деятельности, почувствовать себя на своём месте. Работа музыкального терапевта заметно отличается от работы обычного музыкального руководителя тем, что должна учитывать конкретные проблемы каждого ребенка, используя в полной мере его потенциал, а он изначально у всех разный. Помимо знаний и опыта, тут нужно иметь профессиональное чутье, чтобы разглядеть в слабо говорящем малыше обладателя абсолютного музыкального слуха! А такие дети в моей практике встречались. На занятиях приходится быть и музыкантом, и хореографом, и артистом, и дефектологом с психотерапевтом одновременно. Это сложно, но очень интересно. Особую радость ощущаешь, когда видишь через несколько лет результат своих усилий и родительского труда. Многие наши «крошки из Тошки» успешно занимаются в музыкальных школах наравне с другими детьми: осваивают игру на различных инструментах , поют и выступают на концертах и конкурсах. А некоторые даже собираются связать свою жизнь с профессией музыканта. Это меня очень радует и вселяет надежду, что все было не зря!
Тематика вопросов:
- Особенности индивидуальной музыкально-терапевтической работы с детьми с КИ, СА и другими патологиями в развитии с первых шагов реабилитации. Построение плана на ближайшую перспективу развития ребенка.
- Особенности групповой и подгрупповой работы на музыкально — коррекционных занятиях для детей с КИ, СА и другими патологиями в развитии в условиях ДОУ и развивающего центра.
- Подготовка детей с КИ и СА к поступлению в музыкальную школу.
- Значение и место логоритмики в процессе реабилитации детей с нарушениями слуха и речи, а также других патологий в развитии.
- Освоение навыков игры на различных музыкальных инструментах, с использованием авторских методических разработок.
- Значение развития ритмического слуха у детей с нарушениями слуха и речи.
- Использование музыкально-ритмических упражнений для формирования правильного слогообразования и построения фразы у детей с нарушениями слуха.
- Работа над развитием межполушарных связей, координации движений, моторных навыков на занятиях по музыкальной терапии. Музыкально-ритмические нейроигры.
- Развитие слухового внимания и памяти с использованиемразличных средств музыкальной выразительности.
- Работа над развитием тембрового, звуко-высотного слуха и интонации на музыкальных занятиях у детей с КИ, а также с нарушениями слуха и речи.
- Формирование эмоционального отклика, образного воображения у ребенка на звучание музыки.
- Музыкальная игра, как средство развития слухового внимания, коммуникации и других навыков у детей с КИ, СА и другими патологиями в развитии.
- Работа над развитием речевого дыхания у детей с использованием приемов вокалотерапии и игры на простых духовых музыкальных инструментах.
- Рецептивная форма музыкальной терапии в сочетании с другими методами и ее значение в коррекции психоэмоционального состояния ребенка.
- Консультирование родителей по всем вопросам, связанным с музыкальным развитием детей с КИ, СА и не только.
Больше информации
Образование:
- 1985 год:
2-е Московское областное музыкальное училище им. С.С.Прокофьева. Отделение «Теория музыки», присвоена квалификация: «Преподаватель сольфеджио, музыкальной литературы и общего фортепиано». - 1992 год: Московский государственный институт Культуры, кафедра хорового дирижирования. Присвоена квалификация: «Руководитель народного хора, фольклорного ансамбля и преподаватель специальных дисциплин».
Курсы повышения квалификации:
- Курсы обучения по авторской программе Суворовой Т.И. «Танцевальная ритмика для детей», 11.2009 г. (72 часа)
- Семинар-тренинг по программе «Музыка с мамой» Е.Железновой, 09. 2012 г. (8 часов)
- Стажировочный курс по ведущим Центрам реабилитации после кохлеарной имплантации Германии (Берлин, Гюстров, Дрезден, Потсдам и др.),
21-27.07. 2013 г. - Стажировочный курс «Основы работы с аутичным ребенком» в реабилитационном центре творческого развития детей «KLEKS». Польша, 07. 2016 г.
- Тематические курсы в Учебном центре «DOCTOR MUSIK» на базе Европейской Академии Музыкальной терапии (ЕАМТ, Болгария) и НИЦ МТиВТ(Москва, Россия) «Детская Музыкальная и АРТ терапия». г. Москва, 02.2017 г.
- Первая международная конференция по музыкальной терапии для детей с аутизмом и особенностями развития, г. Москва, 30.09.2017.
- Семинар-практикум «Арт-терапия шедеврами искусства: музыка, литература, живопись» Автор: В. М. Элькин, Санкт- Петербург, Институт практической психологии " Иматон«,
29.06-02.07.2017. (32 часа) - Семинар «Музыка и голос в лечебной педагогике: использование различных музыкальных техник в работе с детьми с ОВЗ», г. Москва, 1-2.04.2017(16 часов).
- Семинар-практикум «Игровая музыкальная педагогика». 1, 2, 3 модуль. Авторский курс Евгения Красильникова, г. Москва, 12.2018 (42 часа).
- Международный авторский мастер-класс по ритмическим играм Эдиза и Эсин Токсой (Турция), г.Москва, 10.2021.
Опыт работы:
- 1985-1992- концертмейстер Дома Культуры Щелковского Биокомбината.
- 1986-1988- музыкальный руководитель яслей № 3 Щелковского х/б комбината.
- 1989-1990- учитель музыки Биокомбинатовской средней школы.
- 1998-2008-преподаватель Огудневской ДШИ по сольфеджио, музыкальной литературе и общему фортепиано.
- 2008-2009-музыкальный руководитель ДОУ 15 г.Ивантеевка.
- 2009-2010-музыкальный руководитель ДОУ 52 «Колосок», г. Щелково.
- С 2011- по настоящее время —музыкальный терапевт «Тоша и Ко».
- 2022- дважды выступала с докладом и проводила мастер-классы по теме: «Музыка в коррекционно-терапевтической работе с кохлеарноимплантированными детьми» на КПК, проходившими в «Тоша и Ко».
Профессиональные интересы:
- Музыкально-коррекционная педагогика.
- Взаимосвязь музыки и речи, музыки и нейропсихологии.
- Междисциплинарный подход в развитии как нормотипичных детей, так и детей с нарушениями слуха и речи.
- Продолжение работы над созданием адаптированных авторских пособий для детей.
- Рецептивная музыкальная терапия.
Личные интересы:
Чтение духовной литературы, искусство, посещение выставок, концертов, театра, путешествия с посещением исторических мест и памятников культуры.