Черкашина Елена Павловна

Черкашина Елена Павловна

Музыкальный терапевт

«Мои музыкальные способности были замечены в семье очень рано. Бабушка в молодости хорошо пела, у брата был абсолютный слух, и когда он начал осваивать игру на баяне, я, двухлетней малышкой, ему уже подпевала. Позже он самостоятельно научился играть еще на фортепьяно и ударнике, был участником популярных тогда ВИА. А когда мне исполнилось 7 лет, я пошла учиться в первый класс музыкальной школы по классу фортепьяно. Параллельно с учёбой в музыкалке, ходила на фигурное катание, немного на акробатику. Потом увлеклась хореографией и даже мечтала стать балериной, пыталась поступить в Московское государственное академическое хореографическое училище.

В нашей школе преподавателем музыки работал заслуженный учитель СССР В.Н. Чепуров, который организовал первый в стране детский оперный театр «Гуси-Лебеди». Мы ездили с гастролями по разным городам, были участниками некоторых детских телевизионных передач, таких как «Будильник».

В школе я училась хорошо по всем предметам, но предпочтение отдавала гуманитарным дисциплинам: литературе, истории, английскому языку, любила рисовать. Кем мне быть за меня решила моя мама, которая, в силу обстоятельств, всю жизнь занималась финансами, хотя мечтала стать переводчиком и свободно владела английским и немецким языками. По окончании 9 класса я поступила во 2-е МОМУ (совр. Московский обл. музыкальный колледж им. С. С. Прокофьева) на отделение «Теория музыки» и, проучившись там 4 года, получила диплом преподавателя по сольфеджио, музыкальной литературе и общему фортепиано. Потом продолжила учёбу в МГИК-е (совр. МГУКИ) по специальности «Руководитель народного хора, фольклорного ансамбля и преподаватель специальных дисциплин».

Моя трудовая деятельность началась в ДК в качестве концертмейстера. Я аккомпанировала детским и взрослым хорам, солистам, хореографической студии, а позже организовала свою фольклорную группу детей. Потом преподавала в музыкальной школе, детских садах, и даже некоторое время была гувернанткой в семье. В «Тошу» меня пригласили работать в начале 2012 года совершенно случайно, и поначалу я очень растерялась такому предложению, поскольку не имела понятия о работе с глухими детьми, и само словосочетание «кохлеарная имплантация» услышала впервые. Проучившись 20 лет музыке и имея за плечами большой опыт работы по своей специальности, я почувствовала себя совершенно беспомощной перед этими малышами. Когда я задала вопрос о существовании каких-либо методик и программ, мне ответили, что таковых в нашей стране не существует, и центр «Тоша» является пионером в своей отрасли. При этих словах у меня опустились руки, и посетила мысль, что надолго я тут не останусь. Не сразу всё стало получаться, и в какой-то момент наступило отчаяние: найти контакт с таким ребёнком казалось просто невозможным. Но постепенно помогла главная мысль о том, что работать с нашими детьми надо как с обычными, и не думать о том, что они глухие. Эти дети слышат, и наша общая цель - научить их пользоваться слухом.

И вот уже почти 8 лет продолжается это «движение». За эти годы состоялось множество интереснейших поездок, курсов повышения квалификации, встреч, которые помогли мне осознать всю значимость и важность своей работы и почувствовать себя на своём месте. Работа музыкального терапевта заметно отличается от работы обычного музыкального руководителя тем, что должна учитывать конкретные проблемы каждого ребенка, используя в полной мере его потенциал, а он изначально у всех разный. На занятиях приходится быть и музыкантом, и хореографом, и артистом, и психотерапевтом одновременно. Это сложно, но очень интересно. Особую радость ощущаешь, когда видишь через несколько месяцев результат своих усилий и родительского труда. Многие наши «крошки из Тошки» успешно занимаются в музыкальных школах наравне с другими детьми: осваивают игру на различных инструментах, поют и выступают.

У нас сформировалась отличная мощная команда профессионалов своего дела, которая поддерживает друг друга, и я являюсь неотъемлемой частью этого дружного коллектива.

Несмотря на свой большой опыт работы, мне регулярно приходиться повышать свой профессиональный уровень: посещать различные курсы, семинары, конференции. Это очень интересно и позволяет находить новые подходы к уже, казалось бы, привычным вещам».

Курсы повышения квалификации:

  • Курсы обучения по авторской программе Суворовой Т.И. «Танцевальная ритмика для детей», 2009 г.
  • Семинар-практикум по программе музыкального воспитания «Ладушки», 2010 г.
  • Семинар-тренинг по программе «Музыка с мамой» Е.Железновой, 2012 г.
  • Стажировочный курс по ведущим Центрам реабилитации после кохлеарной имплантации Германии (Берлин, Гюстров, Дрезден, Потсдам и др.), 2013 г.
  • Стажировочный курс « Основы работы с аутичным ребенком» в реабилитационном центре творческого развития детей « KLEKS». Польша, 2016 г.
  • Тематические курсы в Учебном центре « DOCTOR MUSIK» на базе Европейской Академии Музыкальной терапии (ЕАМТ, Болгария) и НИЦ МТиВТ(Москва, Россия) «Детская Музыкальная и АРТ терапия». г. Москва, 2017 г.
  • Первая международная конференция по музыкальной терапии для детей с аутизмом и особенностями развития. г. Москва, 2017.
  • Семинар-практикум «Арт-терапия шедеврами искусства: музыка, литература, живопись» Автор: В. М. Элькин, Санкт- Петербург, Институт практической психологии « Иматон», 2017.
  • Семинар «Музыка и голос в лечебной педагогике: использование различных музыкальных техник в работе с детьми с ОВЗ». г. Москва, 2017
  • Семинар-практикум «Игровая музыкальная педагогика с детьми 3-6 лет». Авторский курс Евгения Красильникова. г. Москва, 2019.
  • Семинар-практикум «Раннее музыкальное развитие». Авторский курс Анастасии Логачевской, г. Москва, 2019.
  • Вебинар по логоритмике М. Ю. Картушиной. 2019.

Тематика вопросов:

  • особенности индивидуальной и групповой работы на музыкальных занятиях для детей с КИ, СА и не только;
  • формирование речевого (певческого) дыхания у детей;
  • упражнения по логоритмике;
  • занятия детской вокалотерапией;
  • развитие слухового внимания и памяти средствами музыки;
  • развитие ритмического, звуко-высотного и интонационного слуха;
  • развитие тембрового слуха;
  • музыкально-ритмические движения и танцевальная терапия;
  • игра на музыкальных инструментах;
  • музыкальные игры с детьми;
  • рецептивная форма музтерапии – коррекция психоэмоционального состояния ребенка;
  • консультирование родителей по вопросам музыкального развития детей с КИ, СА и не только.