Черкашина Елена Павловна

Черкашина Елена Павловна

Музыкальный терапевт

Мы будем рады,
если вы оставите отзыв!
Оставить отзыв

Мои музыкальные способности были замечены в семье очень рано. Бабушка в молодости хорошо пела, у брата был абсолютный музыкальный слух, и когда он начал осваивать игру на баяне, я, двухлетней малышкой, ему уже подпевала. Позже он самостоятельно научился играть еще на гитаре, фортепьяно и ударнике, был участником популярных тогда ВИА. Когда мне исполнилось 7 лет, я пошла учиться в первый класс музыкальной школы по классу фортепьяно. Параллельно с учёбой в музыкалке, ходила на фигурное катание, акробатику. Потом увлеклась хореографией, танцами, мечтала стать балериной, и даже безуспешно пробовала поступить в Московское государственное академическое хореографическое училище.

В нашей школе преподавателем музыки работал заслуженный учитель СССР В.Н. Чепуров, который организовал первый в стране детский оперный театр «Гуси-Лебеди». Мы ездили с гастролями по разным городам, выступали на всевозможных смотрах, были участниками некоторых детских телевизионных передач, таких как еженедельная воскресная передача «Будильник».

В школе я успевала хорошо по всем предметам, но предпочтение всегда отдавала гуманитарным дисциплинам: литературе, истории, английскому языку, любила рисовать. По окончании музыкальной школы, посоветовавшись с преподавателями, мама настояла на моемпоступлении в музыкальное училище, так как нужно было делать выбор профессии. Честно сказать, такое решение меня не сильно обрадовало. Поступление в профессиональное учебное заведение требовало больших временных затрат и постоянных длительных занятий. После музыкалки, где подготовка к урокам не занимала слишком много времени, мне пришлось по четыре — пять часов в день оттачивать технику игры на инструменте и усиленно штудировать темы по сольфеджио и музыкальной литературе. Конкурс при поступлении был очень большой и требования к абитуриентам выдвигались достаточно высокие. А так хотелось с девчонками погулять, сбегать на танцы, ведь на дворе было лето!

Усилия не прошли даром, и я стала студенткой 2-го Московского областного музыкального училища (ныне Московский областной музыкальный колледж им. С. С. Прокофьева). Проучившись 4 года на отделении «Теория музыки» и, получив диплом преподавателя сольфеджио, музыкальной литературы и общего фортепиано, пришла работать по распределению в Дом Культуры в качестве концертмейстера. Аккомпанировала на сцене детскому и взрослому хоровым коллективам, солистам, хореографической и цирковой студиям. Позже, поступив в Московский Государственный институт Культуры (совр. МГУКИ) на специальность руководителя народного хора, организовала детскую фольклорную группу. В разное время совмещала основную работу с работой в общеобразовательной школе, детском саду, занималась подготовкой абитуриентов к поступлению в музыкальный колледж. Потом долгое время преподавала в Детской школе искусств сольфеджио, музыкальную литературу и общее фортепиано.

В «Тошу» меня пригласили в начале 2012 года совершенно случайно, и поначалу я очень растерялась такому предложению, поскольку не имела понятия о работе с глухими детьми, и само словосочетание «кохлеарная имплантация» услышала впервые. Проучившись 20 лет музыке и имея за плечами большой опыт работы по своей специальности, почувствовала себя совершенно беспомощной перед малышамис аппаратами на ушках. Когда я задала вопрос о существовании каких-либо методик илипрограмм, мне ответили, что таковых в нашей стране не существует, и центр «Тоша» является пионером в своей отрасли. При этих словах у меня опустились руки, и посетила мысль, что надолго я тут не останусь. Не сразу всё стало получаться, ведь умение работать с музыкально одаренными детьми сильно отличается от приемов, используемых в развитии слуха у «глухишей». В какой-то момент даже наступило отчаяние: найти контакт с таким ребенком казалось просто невозможным: помимо слуха, у многих из них был сопутствующий «букет» других нарушений и диагнозов. Но постепенно, шаг за шагом, буквально наощупь, я стала пробовать применять знакомые методы и упражнения, по ходу адаптируя их под наших детей, иногда забывая, что они не такие, как их слышащие сверстники.

И вот уже почти 12 лет продолжается этот эксперимент. За прошедшие годы состоялось множество интересных встреч, пройдено большое количество курсов повышения квалификации и стажировок. К моим предыдущим специальностям теперь добавилась квалификация «Музыкального терапевта», которая помогла мне осознать всю значимость и важность осуществляемой деятельности, почувствовать себя на своём месте. Работа музыкального терапевта заметно отличается от работы обычного музыкального руководителя тем, что должна учитывать конкретные проблемы каждого ребенка, используя в полной мере его потенциал, а он изначально у всех разный. Помимо знаний и опыта, тут нужно иметь профессиональное чутье, чтобы разглядеть в слабо говорящем малыше обладателя абсолютного музыкального слуха! А такие дети в моей практике встречались. На занятиях приходится быть и музыкантом, и хореографом, и артистом, и дефектологом с психотерапевтом одновременно. Это сложно, но очень интересно. Особую радость ощущаешь, когда видишь через несколько лет результат своих усилий и родительского труда. Многие наши «крошки из Тошки» успешно занимаются в музыкальных школах наравне с другими детьми: осваивают игру на различных инструментах , поют и выступают на концертах и конкурсах. А некоторые даже собираются связать свою жизнь с профессией музыканта. Это меня очень радует и вселяет надежду, что все было не зря!

Тематика вопросов:

  • Особенности индивидуальной музыкально-терапевтической работы с детьми с КИ, СА и другими патологиями в развитии с первых шагов реабилитации. Построение плана на ближайшую перспективу развития ребенка.
  • Особенности групповой и подгрупповой работы на музыкально — коррекционных занятиях для детей с КИ, СА и другими патологиями в развитии в условиях ДОУ и развивающего центра.
  • Подготовка детей с КИ и СА к поступлению в музыкальную школу.
  • Значение и место логоритмики в процессе реабилитации детей с нарушениями слуха и речи, а также других патологий в развитии.
  • Освоение навыков игры на различных музыкальных инструментах, с использованием авторских методических разработок.
  • Значение развития ритмического слуха у детей с нарушениями слуха и речи.
  • Использование музыкально-ритмических упражнений для формирования правильного слогообразования и построения фразы у детей с нарушениями слуха.
  • Работа над развитием межполушарных связей, координации движений, моторных навыков на занятиях по музыкальной терапии. Музыкально-ритмические нейроигры.
  • Развитие слухового внимания и памяти с использованиемразличных средств музыкальной выразительности.
  • Работа над развитием тембрового, звуко-высотного слуха и интонации на музыкальных занятиях у детей с КИ, а также с нарушениями слуха и речи.
  • Формирование эмоционального отклика, образного воображения у ребенка на звучание музыки.
  • Музыкальная игра, как средство развития слухового внимания, коммуникации и других навыков у детей с КИ, СА и другими патологиями в развитии.
  • Работа над развитием речевого дыхания у детей с использованием приемов вокалотерапии и игры на простых духовых музыкальных инструментах.
  • Рецептивная форма музыкальной терапии в сочетании с другими методами и ее значение в коррекции психоэмоционального состояния ребенка.
  • Консультирование родителей по всем вопросам, связанным с музыкальным развитием детей с КИ, СА и не только.

Больше информации

подробнее    Образование, опыт работы, личные и профессиональные интересы

Образование:

  • 1985 год: 2-е Московское областное музыкальное училище им. С.С.Прокофьева. Отделение «Теория музыки», присвоена квалификация: «Преподаватель сольфеджио, музыкальной литературы и общего фортепиано».
  • 1992 год: Московский государственный институт Культуры, кафедра хорового дирижирования. Присвоена квалификация: «Руководитель народного хора, фольклорного ансамбля и преподаватель специальных дисциплин».

Курсы повышения квалификации:

  • Курсы обучения по авторской программе Суворовой Т.И. «Танцевальная ритмика для детей», 11.2009 г. (72 часа)
  • Семинар-тренинг по программе «Музыка с мамой» Е.Железновой, 09. 2012 г. (8 часов)
  • Стажировочный курс по ведущим Центрам реабилитации после кохлеарной имплантации Германии (Берлин, Гюстров, Дрезден, Потсдам и др.), 21-27.07. 2013 г.
  • Стажировочный курс «Основы работы с аутичным ребенком» в реабилитационном центре творческого развития детей «KLEKS». Польша, 07. 2016 г.
  • Тематические курсы в Учебном центре «DOCTOR MUSIK» на базе Европейской Академии Музыкальной терапии (ЕАМТ, Болгария) и НИЦ МТиВТ(Москва, Россия) «Детская Музыкальная и АРТ терапия». г. Москва, 02.2017 г.
  • Первая международная конференция по музыкальной терапии для детей с аутизмом и особенностями развития, г. Москва, 30.09.2017.
  • Семинар-практикум «Арт-терапия шедеврами искусства: музыка, литература, живопись» Автор: В. М. Элькин, Санкт- Петербург, Институт практической психологии " Иматон«, 29.06-02.07.2017. (32 часа)
  • Семинар «Музыка и голос в лечебной педагогике: использование различных музыкальных техник в работе с детьми с ОВЗ», г. Москва, 1-2.04.2017(16 часов).
  • Семинар-практикум «Игровая музыкальная педагогика». 1, 2, 3 модуль. Авторский курс Евгения Красильникова, г. Москва, 12.2018 (42 часа).
  • Международный авторский мастер-класс по ритмическим играм Эдиза и Эсин Токсой (Турция), г.Москва, 10.2021.

Опыт работы:

  • 1985-1992- концертмейстер Дома Культуры Щелковского Биокомбината.
  • 1986-1988- музыкальный руководитель яслей № 3 Щелковского х/б комбината.
  • 1989-1990- учитель музыки Биокомбинатовской средней школы.
  • 1998-2008-преподаватель Огудневской ДШИ по сольфеджио, музыкальной литературе и общему фортепиано.
  • 2008-2009-музыкальный руководитель ДОУ 15 г.Ивантеевка.
  • 2009-2010-музыкальный руководитель ДОУ 52 «Колосок», г. Щелково.
  • С 2011- по настоящее время —музыкальный терапевт «Тоша и Ко».
  • 2022- дважды выступала с докладом и проводила мастер-классы по теме: «Музыка в коррекционно-терапевтической работе с кохлеарноимплантированными детьми» на КПК, проходившими в «Тоша и Ко».

Профессиональные интересы:

  • Музыкально-коррекционная педагогика.
  • Взаимосвязь музыки и речи, музыки и нейропсихологии.
  • Междисциплинарный подход в развитии как нормотипичных детей, так и детей с нарушениями слуха и речи.
  • Продолжение работы над созданием адаптированных авторских пособий для детей.
  • Рецептивная музыкальная терапия.

Личные интересы:

Чтение духовной литературы, искусство, посещение выставок, концертов, театра, путешествия с посещением исторических мест и памятников культуры.



Галерея


Новости


Отзывы

19.11.2024
Хочу сказать слова благодарности руководству, всем педагогам и сотрудникам центра «Тоша и Ко». С огромным удовольствием и радостью мы с Настюшей приезжаем к вам.

30.04.2023

Маленький шаг в будущее молодого человека. Лариса Плесяк, мама Егора. Делится своими впечатлениями.


КАКОЙ ОН.... Идеальный педагог?

Игоряша всегда сам «выбирал» своего педагога. Далеко не ко всем он шёл заниматься с радостью. Мы долго искали «своего» педагога и теперь я точно знаю, какой он) По моим наблюдениям и заключениям, наш идеальный педагог - 1 - интересный.

И это я не только об умении заинтересовать ребёнка и разнообразить занятие так, что 40 минут пролетают как 5. И обычный зонтик от коктейля превращается.... в общем, у обычного, нестремящегося к новому человека превращения не получится;) - 2 - гибкий.

В том смысле, что педагог готов применять в своей практике не одну единственную методику, укрепившуюся в его сознании, как успешная. У Игоряши был педагог, настойчиво пытавшийся усадить его за стол. На это уходило огромное количество времени и сил. (Ты должен сидеть тут! За стол!)Иногда они просто собирали за столом пирамидку и занятие подходило к концу. Хотя на полу справились бы за пару минут. С этим педагогом мы расстались, несмотря на опыт и имя. - 3 - вовлечённый и увлечённый.

Наверное, все эти три пункта не существует друг без друга. Ведь если человек работу работает до зарплаты, а дети у него, как конвейер... то какие бы бриллианты ни сходили с этого конвейера, это не наш человек. У нашего глаза горят, он придумывает программки занятий, даёт домашки, радуется победам и сопереживает поражениям - к нему Игоряша бежит с улыбкой и с нетерпением ждёт новых встреч. Наш педагог - часть нашего мира. И даже если мы не рядом - его поддержка ощутима. И я надеюсь, что нашу любовь и благодарность наш чудесный педагог тоже ощущает всегда. Да, @moscowliuda ?)) А если вы хотите позаниматься с педагогами, которые так же успешно сочетают в себе эти три качества, несмотря на разный возраст и характеры - приезжайте в наш любимый центр реабилитации Тоша и ко во Фрязино @toshaandco и убедитесь в этом сами) Такие люди есть! Спасибо за все наши умелки! Я очень рада, что Игоряша вырос здесь во всех смыслах!

@moscowliuda
@ryabchikova.logoped
@o_k_sa_na_
@mary_ustimova
@music.te.cher
Ирина Николаевна Кондратюк
Ольга Алексеевна Ваганова
Наталья Зорук
И все все все сотрудники Тоши - СПАСИБО!
Маша Павлова

Мы с Евусей прошли очередной курс реабилитации в нашем любимом центре Тоша&Co. Спасибо всем педагогам Анечке, Ирине, Людмиле, Оксане, Любе и Елене Павловне, Ваши занятия были, как всегда, очень увлекательными и веселыми. В этот раз Ева осваивала фразовую речь и нам это удалось!!!!! Теперь мы говорим: Хочу ещё, Даня дай попить, собака хорошая, папа Сеёжа. Отдельное спасибо за первоклассные Настройки! За эту неделю мы обзавелись новыми знакомыми и друзьями и совершенно не хотелось уезжать домой (. Ждём с нетерпением новой встречи!!! И хотим поздравить Центр с Днём рождения!!! Процветания Вам и успехов в вашем нелегком, но так для нас необходимом деле!!! Мы Вас любим, Тоша&Co. Благодарю всех неравнодушных, кто помог нам попасть сюда!!!
@olechka_mon