Чивиков Григорий: Жить полноценной жизнью

Чивиков Григорий: Жить полноценной жизнью

Чивиков Григорий: Жить полноценной жизнью

Родился в 1994 году, операция в январе 2008 года

Гриша родился в 1994 году. Был очень болезненным ребёнком. Но, несмотря на недуги, был весёлого нрава. Рос внимательным и быстро запоминал стихи и сказки. Всё всегда было ему интересно. В 2 года он знал все буквы и имел большой словарный запас

В два с половиной года Гриша заболел менингитом. К сожалению, диагноз поставили не сразу. Неделя в реанимации, месяц в больнице, и в результате – мальчик, изменившийся до неузнаваемости. Гриша стал плохо ходить, не вписывался в дверной проём, появился панический страх во взгляде. При выписке врачи предупредили о возможных проблемах, связанных с сохранением интеллекта и слуха. На дворе была весна, и мы решили снять дачу в Переделкино, чтобы быстрее преодолеть стресс, связанный с пребыванием в больнице. В июне Гришин папа обнаружил, что сынок не откликается на его голос. Но обследование в Центре аудиологии и слухопротезирования смогли сделать только в июле, так как человек в белой одежде был для ребёнка самым страшным человеком в мире. Итог обследования удручающий – глухота. Я не могла справиться с эмоциями, овладевшими мной. Невозможно смириться с тем, что родной человечек на всю жизнь лишён возможности воспринимать звуки, окружающие нас. В одно мгновение он превратился для меня в инопланетянина с другой планеты.

В это время произошло знаменательное событие для нашей семьи: мы познакомились с Боравлёвой Раисой Алексеевной, позже ставшей ангелом – хранителем нашего мальчика.

Повторная аудиограмма показала глухоту справа и третью степень тугоухости слева. Началась ежедневная работа. Мы боролись за то, чтобы Гриша мог говорить и понимать окружающих без помощи языка жестов. Большим подспорьем было то, что ребёнок знал много стихов и с пелёнок любил книги. На занятиях в Институте коррекционной педагогики я увидела, как правильно играть с Гришей, чтобы быстрее развить навыки чтения, письма и слушания.

В дошкольный период помимо уроков с сурдопедагогом Гриша занимался ЛФК, плаванием, верховой ездой, шахматами, рисованием, готовился к школе в студии по подготовке в школе. С пяти лет начал изучать английский язык. Творчески экспериментировал с различными предметами и материалами. В это же время произошло раннее осознание профессиональной ориентации, и Гриша стал заниматься рисованием с педагогом. Чувство тревоги, поселившееся у меня, заставляло придумывать всё новые занятия для развития сына. Музеи, путешествия, огромное количество прочитанных книг, просмотр фильмов и походы в театр на доступные для понимания спектакли сделали своё дело.

В первый класс Гриша пошёл в частную школу с маленькой наполняемостью в классе. За год обучения страх о сохранности интеллекта угас, и со второго класса Гриша учился на семейной форме обучения. Учёба проходила дома, а раз в месяц Гриша ходил на аттестацию в школу. С четвёртого класса учитель  стал приглашать его на выполнение контрольных работ вместе с одноклассниками и в середине учебного года счёл возможным перейти на обычное обучение.

Все это время мальчик занимался рисованием с  преподавателем из колледжа театрально-музыкального искусства. Видя, что Гриша успешно справляется с обучением в массовой школе, в середине пятого класса он предложил перейти на учебу в колледж, где дети помимо общеобразовательных дисциплин  занимаются рисунком, живописью, композицией и макетированием.

Обучение плохослышащего ребёнка в массовой школе требует от него огромной воли и усидчивости. В шестом классе стало ещё сложнее учиться, потому что слух, на который Гриша опирался, стал стремительно ухудшаться, и слуховой аппарат уже не мог компенсировать потерю. Встал вопрос о кохлеарной имплантации. С 12- летним человеком важно принять совместное решение. Увлекаясь фантастикой, Гриша сопоставил себя с человеком – роботом. И первая реакция на наше предложение подумать об операции, не дающей гарантированного успеха, была отрицательная.

Я попросила педагогов, помогающих нам в обучении Гриши, психологически подготовить его к необходимости проведения операции.

Консультируясь с разными специалистами, я собирала информацию. Врачи из Центра аудиологии и слухопротезирования дали мне телефон семьи, в которой несколько лет назад был проимплантирован ребёнок. Поговорив с прекрасной мамой и пообщавшись с талантливым мальчиком, который, на мой взгляд, не испытывал трудностей при общении,  увидев, как выглядит речевой процессор на человеке, Гриша согласился, что надо использовать шанс, который предлагает современная медицина.

Операция прошла в январе 2008 года. Скажу честно, что я, как маленький ребёнок, ожидала сиюминутного результата после первого подключения. А вместо этого – разочарование: сын не реагирует на громкие звуки. С каждым новым занятием я всё больше успокаивалась, так как у Гриши развивалось понимание звуков, и постепенно он выходил на новый уровень умения слушать. Благодаря терпению и внимательному отношению Кисиной Анны Григорьевны и Марковой Татьяны Васильевны Гриша достаточно быстро восстановил способность понимать речь.

На период послеоперационной адаптации, интенсивных настроек и работы с сурдопедагогом Гришу перевели на домашнее обучение.

В конце мая  Гриша притащил со свалки гитару и сказал, что хотел бы заниматься музыкой. Я спросила у знакомой, увлекающейся авторской песней, не считает ли она абсурдом обучать игре на гитаре глухого. Будучи молодой и увлечённой натурой, она с интересом согласилась. Уже в ноябре 2008 года начались занятия. Поначалу мне приходилось убеждать себя, что для Гриши они жизненно необходимы, но дальше дело пошло в гору.

Обладая лидерскими качествами, Гришаня не мог реализовать себя из-за проблем со слухом.

К концу восьмого класса с возвратившимся слухом учиться стало легче. Узнав, что детский муниципальный центр организует приключенческий лагерь на Чёрном море, на семейном совете мы решили устроить нашему сыну отдых в непривычной для него ситуации.

Гриша жил в палатках с ровесниками, а я наблюдала за ним со стороны  и встречалась с ним только во время обеда. Огромная  жизненная энергия помогла ему в нестандартных речевых ситуациях.

Результатом поездки стало предложение принять участие в походе по Карелии на катамаранах. Жизнь в диком лесу, вдали от цивилизации, без родителей, готовых в любую секунду помочь, развивает чувство ответственности и самостоятельности. Из Карелии Гриша вернулся повзрослевшим молодым человеком, что помогло ему быстрее влиться в коллектив нового класса.

С девятого  класса он начал учиться в школе, где есть художественные классы, в которых обучают преподаватели из МАРХИ. Дети изучают рисунок, черчение, макетирование и историю архитектуры.

Спустя полтора год после операции качество слуха позволило Грише отлично учиться и вести активную жизнь, участвуя и  побеждая в различных школьных олимпиадах. Главным достижением этого года стал выигранный Грант - Префекта ЦАО для школьников в конкурсе мультимедийных научно – исследовательских работ.

Конечно, за время реабилитации было много моментов, с которыми Гриша не справился или где выглядел смешно. Однако, благодаря своим волевым качествам и замечательным людям, которые встретились ему на этом пути, поддерживают его, Гриша хорошо развивается и живет полноценной жизнью.

Таина Вербицкая, Гришина мама




Галерея